До сих пор в среде медицинских специалистов бытует мнение, что общение с пациентом должно быть «объективировано», что вместе с надеванием белого халата следует вооружиться только профессиональными навыками и умениями, оставив все личное, субъективное, предвзятое за пределами рабочего места.
Цель статьи — описание проявляющегося на начальной стадии работы феномена отрицания значимости чувств врача и чувств пациента. Следствием отрицания является вытеснение эмоционального компонента из осознаваемого специалистом пространства взаимодействия в неосознаваемое.
Показано, что эмоциональный компонент в работе медицинских специалистов является важным фактором взаимодействия с больным. Отрицание наличия эмоциональных процессов в общении врача и пациента (гнева, скуки, обиды, нереалистичных ожиданий) приводит к «размыванию» коммуникаций, делает их многослойными, невнятными и проблемными для взаимопонимания. Чувства, переживания осознанно или неосознанно «прячутся», тем самым сохраняя или усиливая своё влияние на процесс общения, но уже бесконтрольно, неподвластно для участников лечебного процесса. Достаточно хорошим инструментом работы с такой проблемой, на наш взгляд, является групповая супервизия и, как один из ее вариантов, балинтовские группы.
Технология ведения балинтовской группы включает в себя представление одним из участников случая нелегкой, эмоционально напряженной, недостаточно ясной для него коммуникации, формулирование запроса, несколько раундов вопросов к участнику группы, представляющему этот случай, и дискуссии, во время которой он находится за кругом и имеет возможность выслушать суждения, гипотезы и ассоциации других участников группы.
Для определения эффективности супервизии, помимо прочего, могут служить тесты и шкалы оценки профессионального выгорания.
Другие статьи выпуска
![]() |
Типология больных в зависимости от приверженности терапии |
![]() |
«Принцип химеры». Анализ психофизиологического изоморфизма при расстройстве интеграции идентичности |