В статье представлен аналитический обзор литературы по исследованию феномена «внутренний диалог» и его значения для психологической теории и психотерапевтической практики. Наряду с описанием известных трудностей объективного научного исследования данного вида интрапсихической коммуникации указывается на факт его «объективно-субъективного» присутствия в соответствующих сферах нашей психической жизни. Описываются особенности его возникновения в раннем детском возрасте, указывается на сходство и различия феномена «внутреннего диалога» с процессом аутокоммуникации, внутренней речью, феноменами интроверсии, интроекции, интериоризации, рефлексии и когнитивности. Подчёркивается его важное значение для личностного роста и развития, самовоспитания, личностной социализации и социальной адаптации, профессионально-личностного становления и самосовершенствования.

Проанализированы психологические аспекты внутреннего диалога: феноменологические проявления, особенности структуры, типология, функции, связь с психическими нарушениями, многие из которых отражают его качественную (патологическую) трансформацию. В статье рассматривается участие внутреннего диалога в формировании внутренней картины болезни, особенно её когнитивного компонента и различных типов психологического отношения к болезни.

Также показаны возможности психотерапевтического применения внутреннего диалога в рамках профилактики эмоционального выгорания, его прямое и опосредованное использование в терапевтических технологиях психосоматического подхода различных психотерапевтических направлений.

Источник.

Другие статьи выпуска

Рефлексивность и телесный опыт панического расстройства

Глубокая стимуляция головного мозга и резистентная депрессия